Популярность совершения покупок в интернет-магазинах

Резкий рост популярности совершения покупок в интернет-магазинах и заказа услуг через специализированные интернет-сайты, кажется, никого уже не удивляет. Мировой объем продаж в сети перевалил за триллион долларов. Внушительно, не правда ли? Причем тенденции таковы: объемы интернет-продаж ежегодно увеличиваются в среднем на 15-20%. Оффлайн-торговцам есть над чем задуматься. Впрочем, пока они удерживают 90% объемов мировых продаж. Но ничто под луною не вечно…

Рост сетевых продаж имеет вполне прагматичное объяснение: люди, не желая отказываться от привычных им покупок, пытаются при этом сэкономить. И интернет-торговля предоставляет им такую возможность. Ведь покупатель перед монитором своего компьютера может полноценно «пройтись» по магазинам, не спеша сравнив цены, прочитав рекомендации, описания и отзывы.

А рынок доставки посылок, будучи по-настоящему гибким и заинтересованным в увеличении объемов их переработки, предлагает онлайн-покупателям разные «вкусности»: снижение тарифов на доставку купленных товаров, уменьшение сроков переработки посылок, тесное взаимодействие с другими участниками логистической цепочки, доставку к определенной дате и времени.

Таким образом электронная коммерция становится для потребителей не менее удобной, чем традиционная торговля.

При этом мало-помалу стираются границы (в том понимании, в котором они еще существуют в сознании наших людей). Теперь покупатель не привязан к своей стране как к прилавку, а может заказывать товары по всему миру (благо, здесь даже языковой барьер снимает встроенный в браузер покупателя переводчик или онлайн «толмач»). Ну и сами онлайн-продавцы, быстро смекнув, что не всякий китаец знает португальский язык, и не всякий американец владеет итальянским, — предлагают на своих витринах возможность выбора родного или понятного покупателю языка для совершения покупок.

Многие интернет-торговцы (чаще — американские и китайские) ведут себя настолько агрессивно, что отбивают потенциальных клиентов у местных онлайн-продавцов. Причем в слово «агрессивно» здесь вложен многозначный смысл: это и скандально низкие цены (конкурировать с которыми может не всякий), и чрезвычайно быстрая и дешевая доставка, и куча разного рода гарантий и обеспечений. Какому покупателю не понравится такой подход?

Покупки онлайн — статистика

Сегодня примерно 70% пользователей сети хотя бы один раз делали покупки онлайн, а около 95% пользователей хотя бы один раз заказывали или оплачивали через сеть услуги. Чаще всего они приобрели положительный опыт и, как утверждают специалисты, проводившие опросы пользователей, в дальнейшем обязательно будут продолжать интернет-шоппинг. Остальные 30% (и 5% соответственно) — люди чаще всего консервативные или недоверчивые — рано или поздно сменят «гнев на милость», поскольку здравый смысл всегда побеждает, пусть для кого-то и с небольшой задержкой. В конце концов низкие цены и удобство много лучше высоких цен и толчеи (вкупе с пробками и забитой парковкой).

Так что можно смело говорить не только о росте популярности онлайн-торговли, но и о существенных изменениях в покупательском поведении. Да и сама интернет-торговля сегодня меняется на глазах. Она становится многоканальной, объединяя в себе максимально информативные и удобные для потребителя онлайн-витрины со стационарными складами, точками выдачи товаров, а иногда и с классическими магазинами.

Кстати говоря, средний «онлайн чек» в России составляет 5,0 тыс. руб. Россияне во многом отличаются от западных онлайн-покупателей. При совершении покупок нашим соотечественникам свойственны спонтанность, традиционный «авось» и удивительное свойство все делать в последний момент. Последнее ярко проявляется при покупке подарков в сети, когда покупатели буквально умоляют привезти купленный товар «прямо сейчас».

Большинство российских интернет-покупателей сосредоточено пока еще в Москве и СПб. Регионы, конечно, не стоят на месте, но по показателям оборота существенно отстают от двух столиц. Немалую роль в таком распределении объемов онлайн-продаж играют колоссальные пробки крупных мегаполисов, свойственная им толчея и скученность, поэтому удобство приобретения товаров с доставкой тут приобретает вполне прагматичный смысл.