Как оценить и проанализировать качество трафика на сайт

Сегодня владельцы малого и среднего бизнеса прекрасно понимают, какие колоссальные возможности дает им интернет-сайт для успешной торговли и реализации услуг. Многие вообще перенесли свой бизнес в сеть (интернет магазины, консалтинговые и юридические фирмы, арт-студии, и даже сайт taot.ru, на котором вы сейчас находитесь, зримый тому пример).

И тем не менее у каждого владельца бизнеса сайт работает по разному. Мы не имеем ввиду программную часть: подразумевается, что все сайты работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Речь о другом. О том, что качество трафика на всех сайтах разное. Ведь у кого-то из владельцев бизнеса покупки на сайте или заказ услуг осуществляет чуть ли не каждый второй посетитель, а у кого-то через сайт проходят сотни и тысячи, а заказов нет или очень мало. Такой разрыв в коммерческой отдаче сайта — явление нередкое во всех сферах бизнеса. Оно имеет место даже тогда, когда владелец сайта привлекает различные инструменты интернет рекламы (самостоятельно или через уполномоченные им агентства), а не только собирает трафик с поисковых систем и социальных сетей.

Вот и давайте обсудим, как оценить и проанализировать качество трафика на сайт для того, чтобы получать больше «своих» пользователей, потенциальных покупателей и заказчиков, а не случайных посетителей, которым ваши товары и услуги не особо интересны.

Качество посетителей

Качество посетителей — важнейший момент для ведения успешной коммерческой деятельности в сети. Особенно, если вы за них платите (пользуясь, например, сервисами Яндекс.Директ, Гугл Адвордс или другими). А для этого в первую очередь нужно сопоставить тексты веб-страниц, на которые осуществляются переходы пользователей, тем рекламно-информационным ссылкам, по которым происходят переходы (это же условие применимо и к переходам из поисковых систем). Ведь запросы могут быть целевыми, а могут носить сугубо информационный характер. При этом для обоих случаев соблюдается условие их тематичности.

Покажем это на примере. Запрос «присадка для топлива». По этому запросу осуществляется переход на сайт. Предположим, вы владелец интернет-магазина или автосервиса, который в онлайне реализует в том числе и этот товар. Что ищет пользователь? Информацию о том, как работает присадка в топливной системе автомобиля, или он желает приобрести ее? Это важнейший момент для оценки качества трафика и его комплексной корректуры.

Вам, разумеется, нужен покупатель. Значит и запрос по рекламно-информационной ссылке должен выглядеть так «купить присадку для топлива». И, что немаловажно, web страница с этим товаром должна быть «заточена» под реализацию товара. А алгоритму любой поисковой системы должно быть понятно, что эта web страница продает, а не информирует. Вот почему работа авторов (копирайтеров, контент0менеджеров) ТАОТ столь важна для продающих сайтов.

Эффективность продаж

Анализ и оценку качества трафика нужно проводить дискретно, то есть по возможности каждый источник надо оценивать отдельно. Имеется ввиду эффективность продаж (коммерческая успешность) по:

  • поисковым запросам (переходы из поисковых систем);
  • интернет рекламе (текстовые блоки, ссылки, баннеры, тизеры и т.д.);
  • телефонным звонкам;
  • прочим источникам.

Кроме сервисов статистики (они должны иметь расширенный интерфейс) нужно обязательно использовать опросы пользователей (через форму на сайте и по телефону). Несколько хорошо продуманных вопросов дадут вам бесценную информацию о том, какой источник трафика у вас «на высоте», а какой провален. Кроме того, с помощью этого механизма вы проявляете заботу о клиентах, напоминаете о себе (только ненавязчиво!), что формирует устойчиво-положительный имидж.

Задавая пользователям несколько тщательно обдуманных вопросов, вы получите объективную информацию о том, кто же все-таки заходит к вам на сайт. Обязательно следует оценить аудиторию по возрастным и половым признакам (соответствует ли она предлагаемым товарам и услугам?). Это так называемые потребности целевых групп. Навряд ли пусть и продвинутая в web старушка станет искать, где бы ей приобрести отбойный молоток.

Каждый рекламный источник следует оценить на предмет процента конверсий и отказов. Это весьма серьезный момент при анализе качества трафика. В конце концов, зачем тратить деньги, если источник — «пустышка»? Но при этом не забудьте еще раз проверить все тексты рекламных объявлений со ссылками-ключевиками, графическое исполнение баннеров и тизеров. Вполне возможно, что неумело составленные тексты или графические материалы привлекают на ваш сайт нецелевых посетителей, которые, в сущности, вам не нужны.

Характеристики трафика

Нужно проанализировать региональные характеристики трафика. Порой владелец сайта, ведущий коммерческую деятельность в С-Пб, получает посетителей откуда угодно, но не из родного региона. «Заточите» страницы под свой регион, чтобы не было ненужных переходов (авторы ТАОТ при работе с текстами делают это органично и аккуратно, вы же должны это сделать явно). Укажите региональную привязку сайта в сервисах для вебмастеров поисковых систем. То же самое — при запуске рекламных компаний.

Оцените популярность и «провальность» страниц своего сайта. «Подтяните» текстовое и графическое наполнение тех веб-страниц, которые не занимают должного места в поиске по вашим коммерческим ключевым запросам. Здесь вам помогут хорошие копирайтеры, знающие современные приемы оптимизации и продвижения (наши, например).

Вот и все советы. По большому счету они просты и незатейливы, но дают коммерческую отдачу только в том случае, если вы реализуете их в комплексе.

Разумеется, идеального трафика не бывает. Но сделать его «чище», снизить затраты на рекламно-информационные компании, подняться в выдаче за счет хорошо оптимизированных текстов (описаний товаров в или услуг) вполне по силам любому владельцу коммерческого интернет-сайта.

Качество посетителей сайта — важнейшее условие для ведения прибыльной коммерческой деятельности в интернете.